Днепропетровские программисты решили создать собственную глобальную социальную сеть. Участники рынка пока не верят в то, что украинцам удастся повторить успех основателей Facebook Марка Цукерберга и «ВКонтакте» Павла Дурова
С начала ноября в Украине заработает новая социальная сеть FRIENDin.NET (ООО «Френдин»). Ее разрабатывала в течение полутора лет команда днепропетровских программистов, состоящая на данный момент из более 20 человек. Создатель соцсети – Анатолий Глоба – ранее занимался строительным бизнесом, но недавно решил инвестировать в интернет-проекты. Во FRIENDin.NET уже вложено более $1,5 млн. Ежемесячные операционные расходы составляют около $35 тыс.
Отметим, что в Украине уже были попытки создать отечественные популярные сети – Connect.ua, Friends.ua, Profeo (сеть для профессионалов) и прочее. Но набрать миллионные аудитории им так и не удалось.
Создатели FRIENDin.NET не скрывают того, что их проект сильно напоминает уже существующие известные сети – «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники». Но Анатолий Глоба делает акцент на других «фишках»: видео-чат и видео-конференция до 5 человек, встроенный медиаплеер и плейлисты, рейтинг пользователя, быстрый обмен файлами. Большинство из перечисленных сервисов в том или ином виде уже есть в существующих глобальных интернет-проектах. Их инновационность можно будет объективно оценить лишь на практие. Пока что разработчики запатентовали изобретения в Украине, России и США.
Глоба не собирается спешить монетизировать ресурс. «Реклама на нем появится только тогда, когда количество пользователей перевалит за миллион», - отмечает он. К слову, этого показателя днепропетровский бизнесмен хочет добиться уже до конца года. Вначале источниками дохода сайта станут заработки от приложений, которые будут размещать разработчики. Соцсеть планирует делить с ними доход в пропорции 30 на 70. Кроме того, интернет-предприниматели решили начать приучать украинцев к платному контенту. Сейчас они подписывают договора с правообладателями. Авторизированные музыка и видео будет стоить на первых порах символические деньги. Естественно, на сайте будет находиться и свободный пользовательский контент.
Конкуренты сильно критикуют проект днепропетровских новаторов. «Чтобы отбить вложения, которые уже были сделаны в проект, команде понадобится, как минимум, 5 лет. Кроме того, рынок интернет-рекламы в Украине очень маленький, и нужно сразу засчитывать и на Россию, где аудитория в несколько раз больше», - заявляет создатель украинской социальной сети Connect.ua Сергей Коркин. Он считает, что если украинцы задумали конкурировать с Facebook и Вконтакте, то их идея, скорее всего, обречена на провал. «Этот рынок склонен к образованию естественных монополий с огромным количеством пользователей. Даже Google+ тяжело тягаться с существующими игроками», - отмечает Коркин.
Напомним, что украинская аудитория «ВКонтакте» превышает 16 млн человек, «Одноклассников» - 8 млн, Facebook – 1,5 млн.
«Это очень сложно – «оторвать» пользователей от аккаунтов существующих социальных сетей и заставить активно пользоваться не раскрученным новым ресурсом. В нем должно быть что-то уникальное»,- отмечает исполнительный директор Украинской ассоциации интернет-рекламы Андрей Заблоцкий.
Коркин считает, что местная социальная сеть может быть успешной, только заняв определенную нишу. «Мы, например, год назад поняли, что нам эффективнее работать как сайт знакомств. Connect.ua уже сложно назвать социальной сетью», - отмечает он. Андрей Заблоцкий добавляет, что важно не только каким-то образом сформировать нишевую аудиторию, но и научиться правильно позиционировать ее для рекламодателей.
Коркин говорит, что нишевые сети выгоднее запускать в сжатые сроки с минимальными инвестициями и функционалом, но сильным продвижением. «Ведь в социальной сети самое главное – это количество людей, а не набор функций. Кроме того, сложно предугадать заранее, что будущему пользователю пригодится, а что – нет. Поэтому у FRIENDin.net есть риск, что большая часть работы окажется не востребованной», - отмечает Коркин.
Андрей Заблоцкий обращает внимание на то, что у нас практически нет успешных примеров специализированных соцсетей. «Даже компании, имеющие большие ресурсы, такие, как СКМ, предпочитают запускать порталы, так как их аудитория в Украине больше», - резюмирует он.